Опыт работы организации учебно-исследовательской деятельности педагога Ноздренко В.И.

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области "Центр дополнительного образования детей"

 

Опыт работы организации учебно-исследовательской деятельности педагога Ноздренко В.И.

 

Из опыта работы по организации

 учебно-исследовательской деятельности учащихся

   В настоящее время наблюдается  спад интереса учащихся к исследовательской деятельности. Возможно, причина кроется в том, что школьникам наскучили  ежегодные конкурсы исследовательских  работ, возможно интересные темы исчерпали себя.  Как сделать так, чтобы привлечь интерес школьников к научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо помочь реб?нку выйти   за рамки школьных учебников  на более высокий уровень познания.  Это наиболее  приемлемый путь не только развития способностей детей в школе, но и привлечения их к исследовательской деятельности. Учащимся  нужно помочь почувствовать        себя будущим исследователем.  Считается, что исследовательской деятельностью занимаются только одаренные дети, ориентированные на процесс познания. Думаю, что это мнение ошибочно, учебно-исследовательской деятельностью может заниматься каждый  желающий, самым сложным моментом является создание условий, в которых у ребёнка возникает желание заняться исследовательской деятельностью. Если же желание возникло, то ничто уже не помешает завершению начатого процесса.

На протяжении нескольких лет в моей практике я отметила, что у учащихся занимающихся научно-исследовательской деятельностью,  развиваются коммуникативные умения, повышается  собственная самооценка. Они  завоевывают  уважения среди сверстников и взрослых, формируя тем самым  авторитета у окружающих. Это является немаловажными факторами для личностного роста ребёнка. Занимаясь с ребятами исследовательской деятельностью,  я  изначально  ставлю  цель о необходимости выхода работы, возможно, это будет на первом этапе, выступления в классе перед одноклассниками, дальше участие в научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах. Для ребят это должно стать  потребностью представить свой труд, получить оценку не только руководителя.  Как правило, они самостоятельно определяют уровень конференций, так как преследуют разные цели: кто-то ограничивается мини-конференцией на кружковых занятиях, а кто-то чувствует силы пройти дальше (дорабатывают свои работы, иногда не один год). Мне считаю, обучение нужно начинать с ближайшего окружения ребёнка постепенно выводя его в открытый мир познания, планируя каждый шаг. Эта мысль ко мне пришла в самом начале моей педагогической работы, когда было больше вопросов, чем ответов.

Развитие ребёнка, я в этом убеждена, должно идти через его самостоятельную деятельность. Для этого необходимо создать на занятиях  среду, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции учащегося и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Исходя из собственного опыта работы можно сделать следующие выводы:

1. Для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: общий интерес как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе Российского образования.

2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроке, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой ребята  учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

3. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала.

4. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Вовлечение  школьников в научно-исследовательскую работу мы  помогает им не только ответить на вопрос: "Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?", но и сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал. Школьники с уверенностью могут сказать: "Я это делать умею, мне это интересно!"

За время моей педагогической деятельности были выполнены работы исследовательского характера по экологии, истории, декоративно-прикладному творчеству, православной культуре. Ребята неоднократно становились лауреатами школьных, районных, региональных, областных и Международных конференций, конкурсов, таких как: «ОpenBio», «Горизонты открытий», «Тихомировские чтения» и т.д.

Не каждому дано пройти путь исследователя, представить работу  на должном уровне, для этого необходим самоконтроль, упорство, стремление достичь цели, преодолеть трудности познавательного процесса.

Дата последнего обновления страницы 01.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения