| ||||||
|
| |||||
Опыт работы организации учебно-исследовательской деятельности педагога Ноздренко В.И.Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся В настоящее время наблюдается спад интереса учащихся к исследовательской деятельности. Возможно, причина кроется в том, что школьникам наскучили ежегодные конкурсы исследовательских работ, возможно интересные темы исчерпали себя. Как сделать так, чтобы привлечь интерес школьников к научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо помочь реб?нку выйти за рамки школьных учебников на более высокий уровень познания. Это наиболее приемлемый путь не только развития способностей детей в школе, но и привлечения их к исследовательской деятельности. Учащимся нужно помочь почувствовать себя будущим исследователем. Считается, что исследовательской деятельностью занимаются только одаренные дети, ориентированные на процесс познания. Думаю, что это мнение ошибочно, учебно-исследовательской деятельностью может заниматься каждый желающий, самым сложным моментом является создание условий, в которых у ребёнка возникает желание заняться исследовательской деятельностью. Если же желание возникло, то ничто уже не помешает завершению начатого процесса. На протяжении нескольких лет в моей практике я отметила, что у учащихся занимающихся научно-исследовательской деятельностью, развиваются коммуникативные умения, повышается собственная самооценка. Они завоевывают уважения среди сверстников и взрослых, формируя тем самым авторитета у окружающих. Это является немаловажными факторами для личностного роста ребёнка. Занимаясь с ребятами исследовательской деятельностью, я изначально ставлю цель о необходимости выхода работы, возможно, это будет на первом этапе, выступления в классе перед одноклассниками, дальше участие в научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах. Для ребят это должно стать потребностью представить свой труд, получить оценку не только руководителя. Как правило, они самостоятельно определяют уровень конференций, так как преследуют разные цели: кто-то ограничивается мини-конференцией на кружковых занятиях, а кто-то чувствует силы пройти дальше (дорабатывают свои работы, иногда не один год). Мне считаю, обучение нужно начинать с ближайшего окружения ребёнка постепенно выводя его в открытый мир познания, планируя каждый шаг. Эта мысль ко мне пришла в самом начале моей педагогической работы, когда было больше вопросов, чем ответов. Развитие ребёнка, я в этом убеждена, должно идти через его самостоятельную деятельность. Для этого необходимо создать на занятиях среду, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции учащегося и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Исходя из собственного опыта работы можно сделать следующие выводы: 1. Для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: общий интерес как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе Российского образования. 2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроке, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой ребята учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. 3. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала. 4. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников. Вовлечение школьников в научно-исследовательскую работу мы помогает им не только ответить на вопрос: "Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?", но и сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал. Школьники с уверенностью могут сказать: "Я это делать умею, мне это интересно!" За время моей педагогической деятельности были выполнены работы исследовательского характера по экологии, истории, декоративно-прикладному творчеству, православной культуре. Ребята неоднократно становились лауреатами школьных, районных, региональных, областных и Международных конференций, конкурсов, таких как: «ОpenBio», «Горизонты открытий», «Тихомировские чтения» и т.д. Не каждому дано пройти путь исследователя, представить работу на должном уровне, для этого необходим самоконтроль, упорство, стремление достичь цели, преодолеть трудности познавательного процесса. | ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 01.04.2022 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |